ПоддержатьУкраїнська

Восстановление правды в кино: почему опозорился "Юрик", а "20 дней в Мариуполе" едет на "Оскар"

Фильмы о войне, созданные во время войны, несут ответственность реальных свидетельств

Наталья Полынкова
Наталья Полынкова

Региональный редактор

Фото из фильмов 'Юрик' и '20 дней в Мариуполе'

В этом году на "Оскаре" Украину будет представлять документальный фильм "20 дней в Мариуполе", созданный журналистами международных СМИ, которые снимали первые дни оккупированного города. А другой фильм производства украинского телеканала СТБ, который тоже освещает события в Мариуполе, "Юрик", вызвал шквал критики и возмущения. Прежде всего со стороны мариупольцев - живых свидетелей тех событий. важная черта обновления Украины, ее истории, сознания гражданского общества и уважения к болезненному настоящему и истории.

"Наш город - не Марик, а Мариуполь, и мы - не Юрик" - под таким хештегом взорвались соцсети после обнародования фильма "Юрик". Это кино о мальчике, который выезжает из оккупированного Мариуполя и через всю Украину направляется к границе, чтобы встретиться с эстонскими родственниками. Эту историю, сразу позиционировавшуюся как основанную на реальных событиях, показали в эфире телеканала СТБ, выложили на ютубе. Но с остальным фильм заставили убрать... мариупольцы, которые посмотрели кино и разнесли ленту вдребезги. Ибо показанная картина в кино не совпадала с реальностью.

Подвальная жизнь. В большом хорошо освещенном подвале пятиэтажки есть хорошенькая печка-буржуйка (и я так понимаю, дров тоже завались), свечи в канделябрах, удобная кроватка для бабушки и мобильная связь. Я извиняюсь, а где в середине марта в Мариуполе можно было зарядить смартфоны, чтобы заряд ежечасно набирать родственников из-за границы? Да и весь подвал в распоряжении одной семьи. Каждой семье по отдельному подвалу, ура, товарищи! Миллион подвалов! Ой, нет, 446 тысяч минус 100. Тысяч. Минимум.

Ну о чистенькой беленькой машинке ОБСЕ, которая вопиет в мегафон, идя по ровным дорогам, сигналы воздушной тревоги, свободное прогулку по улицам города и подобный ктонь я даже не хочу писать. Почитайте дневники выживших в обреченном городе вопросы отпадут.", - комментирует фильм Ирина Курман из Мариуполя.

Фильм ''Юрик'' вызвал негодование мариупольцев

Свободная интерпретация настоящих событий очень оскорбила тех, кто пережил эти события и смог выбраться из Мариуполя.

Не так все было в Мариуполе. ОБСЕ не было. Эвакуации – не было Связи – не было. Коридоров-не было. Автобусов-не было.

Ходить в темноте за водой, как маленький мальчик в фильме, было невозможно - "снимет" снайпер, комендантский час, и страх такой, даже днем, не то что выйти, выдвинуть голову на улицу невозможно, все горит, пылает, и мертвые тела соседей возле подъезда.

Оборудованы подвалы со светом – их тоже не было.

Тревога – я слышала ее в первые два дня.

Связи не было. Услышьте! Телефон превратился в кусок кирпича. Какая связь с Эстонией? Зарядку берегли больше, чем жизнь.

...Почему люди, написавшие сценарий, сняли фильм, сделали то, что сделали?

На что опирались?

К каким свидетелям обращались?

Как проверяли информацию?

И что они знают о Мариуполе ?", - возмущается переселенка из Мариуполя Анна Дробот, которая собственными глазами видела то, что происходило в окруженном городе.

Производители фильма отреагировали на критику достаточно быстро. Извинились публично и поблагодарили мариупольцев, которые обратили наше внимание на несоответствие фильма "Юрик" исторической правде и изъяли фильм с показа, чтобы исправить ошибки.

Телеканал СТБ поручил компании-производителю ленты ОSNOVAFILM production внести значительные изменения и разработать новую версию фильма. В частности, исключить какие-либо упоминания Мариуполя как места, в котором разворачиваются события и не использовать названия других украинских городов, которые находились или временно находятся под российской оккупацией", - отметили на телеканале .

Решение компании OsnovaFilm относительно дальнейшей судьбы фильма "Юрик" таково: " фильм будет доработан - в нем появится документальный постскриптум, а упоминание о реальных событиях будет исключено. .. мы продолжим работу над изменениями, в частности: исключение города Мариуполь из фильма и исключение названия миссии эвакуации, которые не соответствовали действительности."

Скриншот из фильма ''20 дней в Мариуполе''

Незадолго до скандала вокруг "Юрика" мир увидела еще одна картина о Мариуполе.

Документальный фильм "20 дней в Мариуполе" - демонстрирует тот же период и тот же город, что и "Юрик". "20 дней" хнытый на английском языке, его сначала увидели иностранные зрители, и только сейчас он демонстрируется в Украине. Это режиссерский дебют военного корреспондента (с опытом в Сирии, Нагорном Карабахе, Ливии, Ираке, Секторе Газа, Афганистане), фотографа, видеографа и писателя Мстислава Чернова. Который совместно с коллегами из Associated Press, в частности, Евгением Малолеткой, в осаде зафиксировал кадры, позже ставшие определяющими образами войны. Журналисты международных СМИ передавали из окруженного города кадры, по которым весь мир воспроизводил картину в Мариуполе.

Во время осады Мариуполя мой парень оставался там. И я жадно хватала каждое фото, каждый кадр, который журналистам Чернову и Малолетке удавалось передать из Мариуполя, рассматривала их, чтобы понять, что там происходит, есть ли шансы спастись. Это было для нас очень важно, как тонкая ниточка, связывавшая нас с теми, кто был там без связи, и мы ничего не знали об их судьбе", - рассказывает Мариупольчанка Дарья.

Позже кадры, облетевшие тогда весь мир, стали частью документального кино "20 дней в Мариуполе". Это кино с реальными героями, реальными историями и судьбами.

Эти кадры из Мариуполя облетели весь мир

" Фильм-шок, фильм-катастрофа, фильм-правда... Наши 28 дней в Мариуполе....Я снова там сегодня побывала - без света, воды, газа, связи и никакой информации...Холод, адский холод и вечные обстрелы без остановки...

Я была в фильме там сегодня - я видела наш Мариуполь, НАШ...Я видела людей - беспомощных, несчастных, в слезах, замученных... Я видела живых и мертвых, раненых и стонущих от боли... Я видела наших медиков, некоторых знаю лично, которые спасали жизнь людям... Я видела патрульных полицейских, военных, спасателей, которые смело делали то, что даже в обычной жизни было невозможно... Последнюю пожарную машину уничтожили у заводоуправления комбината Ильича, из чего-то тяжелого, приехали, расстреляли и она тоже пылала... больше пожаров не тушил никто.

Я видела, как уничтожают наш город квадрат за квадратом, не пропуская ничего, чтобы как можно больше горя сделать людям, которые хотят жить и миру... Я видела пылающие дома, гарь, черный дым, самолеты, танки и трупы... повсюду трупы...хотевших жить... Особенно жалко детей.... они тоже хотели жить ", - делится своими впечатлениями мариупольчанка Любовь Товкач

Но авторы фильма не ограничились воспроизведением событий. Ибо реальные жизни – выходят за пределы кино.

Как сообщили "СтопКору" в центре "ЯМариуполь", у авторов "20 дней в Мариуполе" нет собственного Благотворительного Фонда. Впрочем, продюсеры ищут возможности получить благотворительную помощь - для героев фильма. Это 10 реальных семей. Кому-то удалось спастись, кто-то остался навечно у Мариу .

Правду о Мариуполе в осаде снимали и фиксировали немало оставшихся там журналистов. Журналистка и писательница Надежда Сухорукова вела дневники войны, которые легли в основу ее документальной книги Мариуполь. Надежда". Погибший в Мариуполе фотохудожник и оператор Виктор Дедов вместе с женой журналисткой Наталией Дедовой снимал страшные картины разбитого родного города.

Не все фото и видеосвидетельства удалось вывезти из оккупированного Мариуполя. Но ойдскую память тысяч мариупольцев, выбравшихся из ада, нельзя обмануть и предать.

Лента "20 дней в Мариуполе", за которую Мстислав Чернов получил Пулитцеровскую премию, поедет в этом году на Оскар. Такое решение принял Украинский оскаровский комитет.

И это – маркер нашего восстановления, ведь самое главное для украинцев сегодня – сохранить национальную память для потомков и донести правду о разрушенных жизни страны миру. И не дать никому осквернить эту правду. Как ни дали мариупольцы исказить в кино реальную трагедию их города.

Из этой борьбы за правду и восстанавливается гражданское общество, которое отстраивало свою страну из руин и лжи.

Как сообщалось ранее, в Киевской области состоялся масштабный тренинг для журналистов, общественных активистов и представителей местного самоуправления, организованный ВОО "Стоп коррупции".

Эта публикация создана при поддержке "Black Sea Trust", являющейся проектом "German Marshall Fund of the United States". "Black Sea Trust" или его партнеры не обязательно разделяют мнение, высказанное в этой публикации.

Другие новости