ПоддержатьУкраїнська

В поисках "Амальфиона": экспедиция в забытый центр единения Восточной и Западной Церквей на горе Афон

"Амальфион" пришел в упадок в конце 13 века: судьба обители и ее братства – уникальная и малоизвестная страница интернационального наследия

Сергей Шумило
Сергей Шумило

Журналист, ученый, общественный и культурный деятель

Детали уникальной экспедиции на Святую гору Афон

Центр восточнохристианского монашества на Афоне – бенедиктинский монастырь "Амальфион", который после раскола 1054 еще долгое время продолжал служить в качестве мостика духовного единения между монашеством Восточной и Западной Церквей, – это уникальная и малоизвестная страница истории Святой Горы. А также – забытый символ духовного единства и взаимосвязей восточного и западного монашества.

Историю этого центра свидетельствуют уникальные документы XI-XIII веков из архивов афонских монастырей.

Документы XI-XIII веков из архивов афонских монастырей

Из-за густых лесных зарослей Афона, хоть и не без приключений, нашей экспедиции удалось пробраться в руины бывшего латинского бенедиктинского монастыря "Амальфион", основанного западноевропейскими монахами-бенедиктинцами в X в.

В этом афонском монастыре более 300 лет действовал бенедиктинский устав и латинский обряд, а монахи на всех афонских документах подписывались на латинском языке. Когда-то здесь изобиловала духовная жизнь и звучала молитва на латинском языке, а теперь здесь непроходимые лесные заросли, а жителями – только дикие шакалы, змеи и летучие мыши.

Руины монастыря расположены в лесных зарослях Афона

Поскольку все вокруг сильно заросло деревьями, кустарниками и колючими кустарниками, пробираться приходилось с помощью мачете, которое одолжили нам афонские монахи, и благодаря которому мы вынуждены были прорубать себе путь. Ободранная одежда и кровавые раны на руках и ногах от колючих лиан и кустов – так невелика цена этого уникального путешествия.

И вот, наконец, мы достаемся башне "Амальфиону". Уставшие, но счастливые... От бывшего величественного латинского монастыря на Святой Горе Афон теперь осталась только средневековая башня с окнами-бойницами в стенах. Вероятно, отсюда монахи оборонялись от нападений пиратов и крестоносцев.

Пробираться приходилось с помощью мачете

Поскольку деревянные перегородки между этажами давно сгнили, то подняться к верхним этажам башни удалось только с помощью веревок и стремянки, которую мы привезли с собой. В середине башни сохранился колодец, который во время осады монастыря служил единственным источником получения воды. Все остальные монастырские постройки до сих пор не сохранились. Посреди густого леса то там, то там из-под земли и густых кустарников виднеются только развалины, ожидающие своих исследователей.

Проведение археологических исследований здесь в будущем откроет немало неизвестного как по истории Афона, так и по связям между монашеством Восточной и Западной Церквей.

Монастырь "Амальфион" (от итальянского города Amalfi, откуда были первые монахи этой афонской обители), был основан в 980-е годы о. Львом Беневентским, прибывшим на Афон из "римской земли" вместе с шестью другими бенедиктинскими монахами. Покровителями латинского монастыря на Афоне были прп. Афанасий Афонский и прп. Иоанн Иверийский, а монастыри Иверон и Великая Лавра больше поддерживали и помогали этим латинским монахам в начале становления их монашеской общины.

Экспедиция добралась до ''Амальфиона'', основанного монахами-бенедиктинцами

Таким образом, мы видим определенный союз греческих, грузинских и латинских монахов в этот период на Святой Горе. Первые подписи западно-европейских монахов (на латинском языке) на афонских актах датируются 984 и 985 гг.

О латинском афонском монастыре и его первых обитателях содержатся упоминания в житиях прп. Афанасия, а также прпп. Иоанна и Евфимия Иверских. Подвигами основателя "Амальфиона" о. Льва Беневентского восхищался и вдохновлялся иверский подвижник Гавриил, с которым связано чудо явления знаменитой Иверской иконы Богородицы (нач. XI в.).

Известно, что один из монахов "Амальфиона" по имени Иоанн в 997 г. стал 29-м настоятелем знаменитого бенедиктинского аббатства Монтекассино в Италии, основанного в VI в. прп. Бенедиктом Нурсийским. Об этом подробно повествует автор "Chronica monasterii Casinensis", монах этой обители и будущий кардинал Лев Остойский (ок. 1045 – 1117).

Обитель является памяткой союза греческих, грузинских и латинских монахов

Он сообщает, что на Горе Афон Иоанну в видении явился прп. Бенедикт Нурсийский вручил игуменский жезл и приказал вернуться в аббатство Монтекассино, где вскоре и был избран аббатом. Об этом вспоминает и другой бывший монах и настоятель аббатства Монтекассино, будущий Папа Римский блаженный Виктор ІІІ (ок. 1026 – 1087).

Латинский монастырь "Амальфион" был посвящен в честь Богородицы и занимал высокое место в иерархии афонских монастырей, наряду с Великой Лаврой, Ивероном и Ватопедом. Интересно, что подписи этих латинских монахов стоят на афонском акте 1016 г. а также на акте 1169 г. о передаче древнерусским монахам монастыря св. Пантелеймона ("Старый Русик") и другие.

Таким образом, латинские афонские монахи имели определенное отношение и к основанию и поддержке древнерусского монастыря "Ксилург", а впоследствии и монастыря св. Пантелеймона ("Русика").

Поскольку амальфийских монахов-бенедиктинцев за их аскетичность и праведность очень уважал прп. Афанасий Афонский, святые отцы-основатели Иверского монастыря и другие афонские подвижники, нельзя исключать, что с ними здесь на Святой Горе мог быть знаком в этот период и прп. Антоний Печерский, впоследствии по благословению афонских монахов вернулся из Святой Горы в Киев и основал Киево-Печерский монастырь.

Когда в 1198 г. основатель сербской правящей династии и отец св. Саввы Сербского великий жупан Стефан Неманя (впоследствии монах Симеон; 1113-1199) в обращении к византийскому императору обосновывал необходимость основания отдельного сербского монастыря на Афоне, то ссылался как раз на пример существования здесь латинского монастыря "Амальфион" как образец интернационального статуса. .

Из документов 1169, 1198 и других лет мы видим, что латинский монастырь "Амальфион" продолжал существовать и после большого раскола 1054 года, служа в качестве своеобразного мостика духовного единения между монашеством Восточной и Западной Церквей еще более 200 лет спустя. Папа Римский Иннокентий III (1161 – 1216) принял монастыри Афону под свой непосредственный патронат и в посланиях от 1211 и 1214 гг. защитил их от посягательств латинских епископов и нападений крестоносцев.

Не исключено, что такой патронат стал возможным благодаря посредничеству латинских афонских монахов.

"Амальфион" пришел в упадок и прекратил свое существование как самостоятельный монастырь после 1287 г. Считается, что он сильно пострадал от нападения и ограбления крестоносцами, после чего пришел в упадок. Он был передан византийским императором Адроником II Палеологом в собственность Великой Лавры, но и после того в стенах обители продолжалась монашеская жизнь еще несколько веков, пока окончательно не прекратила свое существование.

Судьба этой обители и ее братства – уникальная и малоизвестная страница интернационального наследия и истории Святой Горы и духовного единства и взаимосвязей монашества Восточной и Западной Церквей.

Эти и многие другие кадры и информация будут подробно представлены в уникальном документальном фильме о монастыре Амальфион, который вскоре выйдет на международном французском телеканале KTO (Télévision catholique française). Выражаю искреннюю благодарность французскому продюсерскому агентству Nomade-productions, которое финансирует создание фильма. Также выражаю благодарность Collège de France, который в рамках многолетнего сотрудничества с нашим Международным институтом афонского наследия предоставил нам доступ к своим уникальным микрофильмированным афонским архивам.

Также выражаю благодарность режиссеру фильма Алексею Вознюку и всем причастным к этому уникальному путешествию и к съемкам фильма на Горе Афон. Работать с такой профессиональной командой было одно удовольствие. Этот фильм обязательно стоит посмотреть, не пропустите. Он расскажет о забытых страницах истории латинского монастыря Амальфион, а также о современной жизни, богатом и многогранном наследии Святой Горы Афон.

По материалам RISU (Религиозно-информационная служба Украины)

Напомним, недавно известный военный журналист, волонтер и общественный деятель Роман Бочкала рассказал о визите в Афон, который традиционно являлся духовным центром для украинских православных христиан, и о полученном благословении на восстановление Казацкого скита.

Еще больше горячих и эксклюзивных новостей – у наших Telegram -каналы и Facebook!

Другие новости